Важно:
Английский язык » Разное » ЕГЭ Английский язык. Аудирование. Скрытая логика заданий

ЕГЭ Английский язык. Аудирование. Скрытая логика заданий

В данной статье рассмотрены приёмы учёта внутренней логики заданий применительно к ЕГЭ по английскому языку. В любом деле есть свои тонкости и хитрости. Можно быть просто сильным человеком, а можно иметь ещё навыки борьбы или работы с тяжестями. Шансы выиграть соревнования в этом случае выше.


Есть, например, группа заданий ЕГЭ по английскому языку, которые мы условно назовём: расставить заголовки к абзацам.

Даётся семь пронумерованных заголовков  (один лишний) и некоторое время на ознакомление с ними. Потом предъявляется шесть высказываний (текстовых или аудио), обозначенных буквами A, B, C, D, E, F, (в аудио варианте материал разрешается прослушать дважды). Затем предлагается установить соответствия между заголовками и абзацами, заполнив табличку буква-цифра, на основании которой выставляется оценка.

Если сначала запомнить заголовки, потом прослушать аудио материал, возможно, делая какие-то пометки, и потом заполнять табличку, пик нагрузки приходится на конец задания. Основная работа выполняется в уме за очень короткое время, что даже при высоком уровне подготовки может повлечь и смысловые, и технические ошибки. Систему возможных пометок, кстати, лучше тоже продумать заранее.

Рассмотрим более рациональный вариант организации работы и распределения нагрузки на примерах аудирования, как более сложных.  Ведь не все, изучающие язык в неязыковой среде, обладают достаточными навыками восприятия речи на слух.  Это создаёт дополнительные проблемы.

Аудиозаписи рассматриваемых примеров можно найти здесь:

https://vk.com/public108185094

http://ok.ru/group/52729844465876

Выдаваемый для ознакомление блок из семи заголовков содержит около 50 слов. Его дословное запоминание является слишком сложным для оперативной памяти. Но анализ примеров показывает, что этого и не требуется.

У заголовков необходимо выделить общую часть – тему и ключевые слова, определяющие различия заголовков в пределах темы.

Тема рассматриваемого примера — потребление, на что в заголовках указывают схожие утверждения: «я радуюсь покупая…, не могу обходиться без…, всегда нуждаюсь… и т.д.».

А ключевые слова здесь обозначают  виды предметов потребления: «носильные вещи (одежда), сладости, фильмы и DVDs и т.д.». Видов этих, кстати, семь, что соответствует объёму оперативной памяти среднего человека. Так что запомнить их вполне реально, да и бумажку с заданием никто не отбирает.

Однако в последующий материал для слушания или чтения ключевые слова  могут войти не напрямую, а в виде синонимов. Поэтому хорошо  бы сразу припомнить какие-то синонимы из соответствующих областей. Может быть, кратенько записать их где-то рядом.

Над группами синонимов на разные темы следует поработать в процессе подготовки к экзамену отдельно, выписывая их из заданий прошлых лет или специальных словарей.

В заголовках ключевые слова  следует сразу подчеркнуть, чтобы лучше запомнились (только не подчёркивайте всё подряд). А мы их выделим семью цветами радуги: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым. Помните из физики мнемоническое правило: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»?

Теперь слушаем (или читаем) предлагаемый материал, акцентируясь на ключевых словах или их синонимах. В читаемом тексте около ключевых слов можно ставить номера заголовков, к которым относятся эти ключевые слова. При прослушивании, наоборот, придётся писать около заголовка букву абзаца, в котором слово услышано.

Следим также за позитивным или негативным смыслом предложений, в которых встречаются ключевые слова. Если смысл отрицательный, обозначение пишем со знаком минус, что означает несовместимость данной пары абзац-заголовок.

 

В абзаце А ключевые слова «читать», «книги», «романы»… встречаются 11 раз,  так что около заголовка 5 соберётся 11 маленьких букв «а», которые при обобщении мы заменим заглавной буквой А, связав заголовок 5 с абзацем  А.

 

В абзаце B речь сразу пошла о shiny things «блестящих вещах», но даже если в начале не ясно, что это за вещи, то перечисляемые  во втором предложении ключевые слова bracelets, rings, earrings or necklaces (4 понятия) однозначно решают вопрос в пользу jewellery. Желательно, кстати, знать, как произносится это слово, но письменно оно вполне узнаваемо, а уж «браслеты, кольца и пр.» распознать на слух не проблема. В результате против заголовка 7 появляется 6 букв b.

Однако если слушать внимательно до конца, можно заметить  ещё упоминание «книг», правда, в отрицательном контексте (на них особо не тратятся), поэтому ставим к седьмому заголовку ещё -а.

 

В абзаце С от ресторанов и клубов  возможен переход  и к одежде, и к ювелирным изделиям, но дальше говорящий называет себя party person «вечериночным человеком» и любителем «зависать» с друзьями, что явно склоняет в пользу good company. Ставим две  буквы «с» против заголовка 4.

Потом говорится о незначительном количестве покупок книг и CD дисков. Ставим -с к заголовкам 5 и 3.

Дальше следует продолжение про друзей и вечеринки. Ставим ещё две буквы «с» к заголовку 4.

 

В первом же предложении  абзаца D говорится о больших тратах на одежду (clothes), далее упоминаются покупки новой одежды, надо только сообразить, что это идентично c things to wear и поставить две d к первому заголовку.

 

В абзаце E речь  об известных  местах, путешествиях, т.е. о том, что стоит «смотрения» вокруг worth seeing around. Соответствующие слова встречаются 6 раз. Ставим 6  букв «е» напротив заголовка 6.

 

Обратите внимание, в абзацах А – Е, ключевые понятия появлялись буквально в первых 1-2 предложениях. В абзаце F говорящий начинает с того, что он не тратит много денег на ювелирные изделия и одежду (ставим -f  к заголовкам  7 и 1).

Зато дальше речь явно о сладостях sweeties,  которые упоминаются 6 раз. Ставим 6 букв f к заголовку 2 и тут тоже отчётливо просматривается окончательное решение.

Осталось только подвести итоги.

Невостребованным оказался заголовок 3. Нас о такой возможности предупреждали.

Конфликтных ситуаций, чтобы на один заголовок в равной степени претендовали несколько абзацев или каким-то абзацам не нашлось заголовков, у нас не возникло. Иначе их бы пришлось решать при повторном прослушивании. Тут, возможно, пригодились бы и зафиксированные «отрицательные» связи.

Итог:

A   B    C    D     E    F

5    7   4     1     6     2

Если оценивать общее впечатление, то «всё не так уж сумрачно вблизи». Все ключевые слова относятся к числу самых-самых употребительных. Могут, конечно, встретиться и незнакомые слова, но если их не пугаться, они вреда не причинят, поскольку в связях не участвуют.

Ключевые слова обычно появляются в самом начале абзацев, что позволяет, установив 2-3 соответствия, дальше даже немного расслабиться. Ведь, как показывает данный пример, для окончательного решения не обязательно находить все 6 или 11 ключевых слов.

Что касается отрицательных соответствий, то запись любых пометок это отвлечение от главного – слушания, и опасность пропустить что-то значимое. Возможно, они и включены в тест, чтобы отвлечь внимание или спровоцировать ошибку. Поэтому их фиксации стоит уделить внимание не на первом «прослушивании», как только что делали мы, а на втором, и то если возникнут неясности.

Для более равномерного распределения сил целесообразно во время первого прослушивания внимание не перенапрягать. Достаточно отметить по 2-3 связи на каждый заголовок, и этого будет, скорее всего, достаточно для окончательного решения. Если нет, в запасе есть ещё второе прослушивание.

Конечно, на бумаге всё выглядит проще, чем реально на слух. Кстати, если располагать текстом, как при сдаче чтения, можно номера заголовков ставить около соответствующих ключевых слов в абзацах. В разобранном примере показан и такой вариант, но без обсуждения.

Восприятие на слух нуждается в специальной тренировке. Зарядите в мобильник аудио-фрагменты, тексты которых вам доступны, и слушайте в режиме повторов до полного понимания на слух. Полноту понимания легко проконтролировать, читая текст.

Очень важно прослушиваемые тексты читать правильно. Неверно читаемые слова не будут восприняты на слух и не получат необходимых подкреплений в памяти. Подсказки правильных вариантов чтения даны в текстах в виде индивидуального форматирования букв. Полностью систему форматирования, а также краткое доходчивое изложение грамматики  можно найти в пособии:

А.Ф. Узкий «Английский без транскрипций. Самоучитель для начинающих», https://play.google.com или https://ru.scribd.com/

Со вторым приводимым примером читатель может попробовать разобраться полностью самостоятельно, как на экзамене. Вот предлагаемые заголовки:

а дальше работайте с аудиозаписью «Кошки».

Или сначала разберитесь с форматированным текстом, а прослушивание потом. Но в любом случае стоит специально потренироваться на заданиях такого типа.

 

 

 

Ответы:

A  B  C  D  E  F

6  1   5  7  2  3

Читайте также:

Поделись статьей с друзьями! И подпишись на email-рассылку и Twitter.


А. Ф. Узкий

Анатолий Фёдорович Автор 5 статей в этом блоге.

Родился в 1948 г. В 1970 закончил с отличием Московский инженерно-физический институт, там же в 1975 г. получил учёную степень кандидата физмат наук. До 2013 г. находился на военной службе в научных подразделениях, где получил учёное звание доцент. Английский язык был моим хобби, а теперь постоянное занятие.

Посмотреть все статьи автора А. Ф. Узкий
Личный сайт

Для любых предложений по сайту: [email protected]