Сегодня мы поговорим о том, возможно ли изучать английский язык без учебников? В общем-то, можно, но учебник удобен, чтобы задавать по нему задания, не записывать какие-то вещи на листочках, а смотреть их в книге. Там есть много дополнительного материла, упражнения – тексты по теме работы, аудирование и много чего еще, и все это нанизывается на костяк учебника.
Плюсы использования учебника
Хороший учебник методически сбалансирован, идет от простого к сложному, имеет круговое повторение (Rewiew, Rastatätte) грамматический справочник, транскрипты к аудированию, тесты к каждому занятию (контроль) и развивает ВСЕ аспекты в комплексе. К хорошему учебнику еще куча собственных ресурсов — они бьют в одну цель — многократное повторение для выработки навыка. Всегда можно отправиться к месту, «где забыл».
Можно ли изучать английский без учебника?
Учебник, видимо, вызывает какие-то ассоциации с необходимостью делать все подряд. 🙂 То есть, если в учебнике на странице 40 есть грамматика, то мы ее все равно рано или поздно сделаем (предварительно прочитав интересный текст и прослушав радиопередачу). Вот эта неизбежность, мне кажется, учеников и пугает. Когда они заранее могут посмотреть в книгу и увидеть там эту несчастную грамматику, от которой никуда не денешься.
Поэтому, может быть, имеет смысл эту грамматику как-то отдельно давать от учебника, чтобы не возникало такого чувства «неизбежности»? Моих учеников, например, очень пугает вид Голицынского… Правда, мы все равно по нему работаем периодически, для некоторых — это штрафная санкция, за каждую ошибку в такой-то теме — штраф в виде задания из Голицынского. Но я такое не очень люблю практиковать, просто иногда приходится.
Вообще в этом году я позаботилась о том, чтобы каждого учебником обеспечить. В прошлом году носила распечатки. Сейчас есть один, который ни в какую учебник не хочет, — ему тоже ношу распечатки, нахожу видео-аудио по уровню, какие-то игры придумываю, вызываю на разговор и так далее. Но это тяжело, каждый урок — наполовину импровизация, очень трудно выработать систему. 🙁
Можно без учебника. Масса возможностей. Намного эффективнее, потому что темы интереснее и актуальнее + современные разговорные конструкции. Но нужен подход и методика. Без оных, лучше по учебнику. Имхо.
У меня есть сейчас ученица, с которой пока занимаемся без учебника, но, возможно, скоро какой-нибудь учебник подберем (возможно, Survival English).
Как так получилось? Cтояла задача подготовиться к поездке за несколько занятий, так что брать учебник смысла не было. Мы прошли минимальный набор тем, которые ей должны были пригодиться (таможня, самолет, аэропорт, пляж, покупки, спрашивать дорогу в городе). Брал распечатки из разных учебников. Кроме того, разобрали транскрипцию (чтобы она могла самостоятельно находить слова в словаре), минимум грамматики. Записали наиболее употребительные разговорные клише. Последнее занятие посвятили повторению и работе с разговорником (она должна была с помощью разговорника задавать интересующие ее вопросы).
Для самостоятельной работы у нее был сборник диалогов на диске с текстами на английском и русском языках, кроме того, она учила пройденные слова и делала немного упражнений на закрепление грамматики.
После долгого пребывания в Майями, она вернулась и решила возобновить занятия. Я ей подобрал книгу для домашнего чтения с диском по уровню. Разобрали прошедшее время, повторили Present Continuous и Present Simple, составляли рассказы, сначала об отпуске, потом о других интересных событиях. Прошло несколько занятий, потом наступил май, а вместе с тем и время отпуска, который продлился до конца сентября, благо средства ей позволяли. Теперь она опять ко мне вернулась, говорит, что объясняться могла, а понимать, что говорят американцы сложно. А латиноамериканцев понять проще.
Еще она недавно сказала, что столько распечаток накопилось, что в них уже становится трудно разобраться. Может, взять учебник. Так что думаю теперь. Брать обычный коммуникативный курс при такой регулярности занятий смыслы нет: все растянется на несколько лет. Может, попробую Survival English. Не знаю, пока не решил.
Заключение
В принципе, я поддерживаю коллег, которые говорят, что учебник необходим. Однако и без него можно обходиться, правда, здесь должны быть выполнены некоторые условия.
1. Какой-то опорный материал должен все-таки быть. Им обычно выступает текст из инета, соответствующий языковому уровню ученика и его общему развитию. Текст должен подразумевать и возникновение некоторой дискуссии. Впрочем, хороший преподаватель должен уметь ее развить и поддержать на любом этапе.
2. Этот текст анализируется преподавателем с точки зрения его лексического наполнения и грамматических конструкций: что-то на повторение, немного нового (процентное отношение первого и второго выбирает преподаватель.
3. На уроке вводится лексический материал, идет чтение текста, задаются вопросы, текст пересказывается, дальше вопросы преподавателя дискуссионного характера. К этому же тексты можно дать и доп. упражнение: как изменить предложение, чтобы закономерно поменялось время. С новыми словами ученик тут же составляет предложения. В принципе, я так работаю часто и с текстами к УМК, игнорируя при этом некоторые упражнения, которые предлагают авторы. Может быть, зря, но это мой выбор 🙂 Короче, основная трудность — подбор текста.
4. В каких случаях это продуктивно?
а) ученику нужен специфический английский. Так с одной ученицей я разбираю тексты по бюджетированию и т.п.
б)вроде бы уровень закончен, но требуется некая пауза перед переходом к следующему уровню того же УМК. Пример. Я работаю с Language Leader. На мой взгляд, брать после окончания Elementary сразу же Pre-Interm. очень сложно, поэтому я предполагаю сейчас заниматься какое-то время без учебника, придумывая задания сама и отрабатывая то, что было.
Читайте также:
- Мнение об учебнике Solutions Oxford
- Мнение об учебниках Spotlight для школьников
- Фразы для поездки за границу
❤ Поделись статьей с друзьями! И подпишись на email-рассылку и Twitter. ❤